Оценка деловой репутации (goodwill)
Гудвилл - это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании в сравнении с организацией новой фирмы. Однако для оценки гудвилла (оценки репутации фирмы в Воронеже) продажа компании не является обязательным условием.
Оценка гудвилла - это определение разности между стоимостью всех активов и пассивов организации и единым имущественным комплексом.
Оценка деловой репутации и других не идентифицируемых активов целесообразно связывать с какими-то идентифицируемыми активами, в том числе с товарным знаком или брендом.
В условиях современного мира любой объект собственности - это возможный источник дохода и объект рыночной сделки. Таким же объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (товарные знаки, бренд, технологии, ноу-хау, специальные маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса - они способны приносить дополнительные доходы.
На стоимость компании, её конкурентоспособность, нередко влияет именно «деловая репутация», как принято говорить в России. В западных странах и в международной практике применяется термин «Гудвилл» (Goodwill).
Оценка репутации фирмы ( гудвилла ) состоит в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данной компании, которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Большое количество сделок в мире по слиянию, при которых компании приобретались по гораздо большим ценам, чем стоимости активов - прямое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но существенно изменяющее стоимость бизнеса. Для данного явления в корпоративном бизнесе используется термин "гудвилл", от английского Goodwill, что в дословном переводе означает "добрая воля", т.е. готовность покупателя заплатить больше общей стоимости активов.
Для большинства компаний гудвилл (деловая репутация фирмы) является самым значительным активом, которому не присущи идентифицируемость и обособленность.
Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.
Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать больше прибыли на единицу активов, чем у средней аналогичной компании. Например, это может быть грамотный руководитель, хорошо обученный дружный персонал или выгодное территориальное месторасположение.
Оценка стоимости гудвилла осуществляется по двум основным методам:
- избыточных прибылей - оценка гудвилла как бренда, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар, не обладающий известной торговой маркой;
- балансовом - стоимость гудвила равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и нематериальных.
Более подробную информацию об деловой репутации Вы можете узнать позвонить по телефону +7(473)277-06-38, или связаться с нами по электронной почте profocenvrn@mail.ru.
Мы работаем не только в Воронеже, но и по всем регионам России.
Что такое Гудвилл?
Первоначально нужно определить, что такое хорошая деловая репутация компании: во-первых, это сильная команда менеджеров и разработанная маркетинговая стратегия, во-вторых, высокое качество продукции (услуг или работ), третье - высокие кредитные показатели, а также корпоративная культура и выгодное месторасположение, налаженные отношения с поставщиками.
Таким образом понятно, что стоимость организации, представленной единым имущественным комплексом, существенно отличается от стоимости активов и пассивов организации. Доказательством этому является большое количество слияний и поглощений в США, Европе, когда компании приобретались за гораздо большие или наоборот, меньшие суммы, чем стоимости их активов. Разница между этими двумя показателями и называется goodwill (гудвилл). Произошло данное понятие от английского слова «GoodWill», что в дословном переводе значит «добрая воля» - это готовность покупателя заплатить большую или меньшую сумму, чем стоимость всех чистых активов приобретаемой компании. Деловая репутация, Гудвилл, может быть, как положительным, так и отрицательным.
В большинстве случаев собственники бизнеса любят переоценивать влияние имеющихся у них нематериальных активов, из-за чего реализуемая стоимость бизнеса существенно увеличивается. Важно учитывать, что неосязаемый (нематериальный) капитал должен конвертироваться в доход - и показатель этого дохода должен существенно превышать среднерыночный. То есть, бренд является менее ценным, если он не выигрывает в конкурентной борьбе и не дает продавать товар дороже, чем аналогичный продукт конкурента. Таким образом, Гудвилл является отрицательным - и негативно влияет на итоговую стоимость компании, поскольку при таких же материальных активах реализовать продукцию будет сложнее, чем с положительным Гудвиллом.
Как осуществляется оценка Гудвилла?
Есть два способа определить стоимость гудвилла:
- Метод избыточной прибыли предполагает представление оценки Гудвилла, как источника дополнительных поступлений прибыли. Согласно данной методике, происходит прямое противопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и конкурентов (или аналогичных по отрасли) с последующей капитализацией той части, которая не может объяснена «материальным» влиянием (активами);
- Балансовый метод основывается на учете результатов конкретных торговых операций. Величина приобретаемого «гудвилла» (деловой репутации), представляется, как размер разницы между суммой, которую уплатили за предприятие, и совокупной стоимостью активов и пассивов этого предприятия, которая зафиксирована в последнем бухгалтерском отчете или балансе.
Рассматривая балансовый метод нельзя не отметить его громоздкость и неудобство. Сравнительный метод является более надежным, так как оценка гудвилла в бизнеса должна быть материально осязаемой - ведь именно она объясняет, почему продукция от компании «Adidas» будет стоить дороже, чем любой другой местный спортивный костюм. Кстати говоря, сравнительный метод является также эффективным и во многих других случаях.
В деловом мире Гудвилл рассматривается как стоимость деловой репутации организации. Она выделена статьей 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Необходимость в оценке Гудвилла появляется тогда, когда организация получает высокую прибыль, а её доходы существенно превышают средний уровень по всей отрасли. Как экономическая величина стоимость Гудвилла оценивается и принимается на баланс, как правило, при смене владельца организации.
В каких случаях нужно оценивать Гудвилл?
- Покупка или продажа бизнеса - это основная причина, по которой важно оценить Гудвилл. Ведь помимо материальных активов, компания заработала еще и определенную лояльность потребителей, смогла занять определенную нишу на рынке, дала знания и опыт своим сотрудникам. Расчет этого крайне важен, поскольку, как уже говорилось, продажа предприятия может происходить за гораздо более высокую цену при хорошем Гудвилле;
- Слияние и поглощение компании - здесь причины те же, что и при покупке или продаже бизнеса. Важно учесть всю выгодность сделки - иначе одна из сторон потеряет интерес к её совершению;
- Принятие управленческих решений - знание о точной стоимости своей компании помогает принимать более точные и верные управленческие решения.
Какие документы необходимы для проведения оценки Гудвилла?
- Бухгалтерская отчетность за последние 3 года (или возможное количество предыдущих периодов), а также бухгалтерский баланс и отчет о прибылях, убытках;
- Аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности компании (если есть);
- Перечень основных материальных средств компании на дату проведения оценки;
- Информация обо всех имеющихся активах предприятия (недвижимость, акции сторонних организаций, вексели, запасы, патенты, лицензии и т. д.) с расшифровкой и пояснениями;
- Расшифровка дебиторской задолженности компании;
- Информация о наличии дочерних компаний и финансовая отчетность по ним.
Компания ООО «Проф-Оценка» понимает всю важность точного определения стоимости Гудвилла - ведь именно данная оценка является одной из самых ярких характеристик вашей торговой и предпринимательской деятельности. Оценить лояльность потребителей, их доверие к торговому знаку и бренду в целом, и учесть эти факторы при оценке стоимости предприятия - цель оценки Гудвилла.
Оценка деловой репутации предприятия- это оценка совокупности тех средств, которые дают потребителю мотивацию приобретать тот или иной товар, что в конечном итоге приносит предприятию сверхприбыль. Любое предприятие обладает репутацией, однако стоимость её, т.е. гудвилл (от англ. Goodwill - «хорошая репутация»), может оцениваться по-разному.
Несомненно, гудвилл относится к нематериальным ценностям предприятия, что закреплено статьей 150 Гражданского кодекса Рф. В то же время это единственный вид НМА (нематериальных активов), который не может рассматриваться отдельно от предприятия.
Стоимость гудвилла - это сумма, которую готов заплатить покупатель сверх реальной стоимости активов предприятия. В основном, существует два способа оценки гудвилла:
1) оценка избыточных прибылей, т.е. оценка гудвилла, как некой торговой марки или бренда, который дает возможность предприятию получать большие прибыли, нежели оно могло бы получить при торговле небрендовым товаром;
2) балансовый метод, т.е. гудвилл предстает как разница между стоимостью всего предприятия и рыночной стоимостью его активов.
Значение гудвилла может быть как положительным, так и отрицательным. Гудвилл будет отрицательным при том условии, что рыночная стоимость предприятия окажется ниже балансовой стоимости чистых активов. Положительная деловая репутация (гудвилл) складывается благодаря тому, что стоимость предприятия превышает стоимость его активов и пассивов. Это значит, что предприятие обладает неким качеством, которое не определяется стоимостью его активов и пассивов. Именно это качество есть совокупность активов, мотивирующая клиентов использовать товары и услуги конкретного предприятия. Фактически деловая репутация не имеет срока давности. В российской экономической практике принято считать, что прибыль от репутации можно получать в течение 20 лет.
Однако это величина условная, рассчитать точный срок положительного эффекта от действия репутации практически невозможно. Во многом это зависит и от того, что именно является гудвиллом в данном конкретном предприятии. Гудвиллом могут быть хорошо обученный сотрудники, исключительный руководитель, система управления предприятия в целом, качество обслуживания клиентов, обладание эксклюзивной торговой маркой, лицензии, патенты, базы данных клиентов, долгосрочные контракты.
Более подробную информацию об деловой репутации Вы можете узнать позвонить по телефону +7(473)277-06-38, или связаться с нами по электронной почте profocenvrn@mail.ru.
Мы работаем не только в Воронеже, но и по всем регионам России.